В одной из предыдущих статей мы уже давали общие рекомендации по выбору велосипеда для новичков. Сегодня подробнее поговорим о том, на что обратить внимание при выборе модели для взрослого человека.
После того, как вы посмотрели на ассортимент в нескольких веломагазинах и на сайтах интернет-маркетов, сравните различные модели байков в доступном для вас ценовом сегменте. Отдавайте предпочтение тому велосипеду, у которого при сходной цене с аналогичным моделями некоторые из комплектующих будут классом выше – рама, трансмиссия или что-то другое. Не стоит обращать внимание, а тем более делать окончательный выбор, ориентируясь на какие-то отдельные, не самые важные детали – крылья, багажник, фонарик. Все эти аксессуары можно установить на любой из велосипедов. В первую очередь обращайте внимание на бренд и его репутацию.
Подберите велосипед по размеру
Одной из главной, но распространенной ошибкой при покупке велосипеда является неправильно подобранная по размеру рама. Зачастую это происходит из-за того, что на рынке или в магазине выбранный вами велосипед представлен единичной моделью, и покупателю часто не из чего выбрать. Но учитывайте, что все известные производители выпускают велосипеды одной модели в разных типоразмерах – «ростовках». Определить размер рамы можно, измерив расстояние от верхней подседельной трубы до оси каретки. Обозначается у разных производителей в дюймах, сантиметрах или условно – латинскими буквами.
В зависимости от роста велосипедиста рекомендуются такие размеры рам:
Рост, см
Размер рамы, дюймы/см
Условный размер
135-155
14 / 35.6
XS (очень маленькая)
150-165
16 / 40.6
S (маленькая)
165-175
18 / 45.7
M (средняя)
175-185
20 / 50.8
L (большая)
185-195
22 / 55.9
XL (очень большая)
195 и больше
24 / 60.9
XXL (сверх большая)
Более подробно размерную таблицу рам для разных производителей можно посмотреть на нашем сайте по этой ссылке.
Учитывайте, что раму нужно выбирать для каждого индивидуально, исходя из анатомических особенностей конкретного человека, и главное значение в этом случае имеет длина ног. Кроме этого, не забывайте, что у разных производителей рама одного и того же размера может иметь разную геометрию, и, к примеру, рама высотой 20 дюймов может быть немного меньше или больше аналогичной рамы другого бренда, хотя, по идее, они должны быть равны.
Если у вас есть возможность лично опробовать велосипед, то запомните простое правило: у вас должна быть возможность присесть на 10-15 см, когда вы стоите с велосипедом между ног. Это важно, в первую очередь, для аварийных ситуаций, когда необходимо резко соскочить с велосипеда. Даже если вы предпочитаете и планируете спокойную езду – пренебрегать этим правилом не стоит, потому что никто не застрахован от непредвиденных ситуаций. Часто покупатели не обращают на это внимание, особенно подбирая велосипед для подростка, и это вполне объяснимо, ведь покупать ребенку новый байк каждый год обойдется довольно дорого.
При подборе велосипеда в интернете, без возможности опробовать его, воспользуйтесь следующей формулой:
Измерьте длину ног от паха до ступни, умножьте результат на 0.56 и разделите на дюйм в сантиметрах – 2.54 см. В итоге вы получите нужный вам размер рамы.
Страна-изготовитель
Не будет секретом, что большинство производителей электроники и бытовой техники собирают свои изделия в странах Азии. Так же поступает и большинство велофирм, поэтому часть европейских и американских производителей изготавливают велосипеды младших, средних, а иногда и старших классов на заводах в Китае и Тайване, а не на своих собственных. К таким фирмам относятся GT, Trek, Marin, Scorr USA, Shwinn и другие. И если велосипед стоит меньше 2400 белорусских рублей, подумайте, стоит ли переплачивать за «фирменную» наклейку производителя на раме. Особенно это относится к горным велосипедам бюджетного класса, по цене до 600 рублей.
Проверка при получении товара
Получая велосипед, проверьте на исправность работы все его системы: тормоза, переключение скоростей, отсутствие «восьмерок» на колесах.
Гарантия на покупку и постгарантийное обслуживание
Покупая велосипед, не забудьте поинтересоваться о гарантии на раму и комплектующие. Как правило, продавец дает годовую гарантию, талон на которую выдается при получении товара. Проследите за правильностью заполнения гарантийного талона. Кроме того, уточните, есть ли и где находятся гарантийные ремонтные мастерские.
Основные виды велосипедов
Хардтейл (от английского – жесткий хвост) – велосипед с амортизатором на передней вилке.
Самый востребованный и известный в мире велосипед. На олимпийских играх в соревнованию по кросс-кантри спортсмены выступают как раз на таких велосипедах. Рамы для них делают из алюминиевых сплавов, хромомолибдена, титана и углепластика (карбона). Широкие покрышки с крупным протектором устанавливаются на усиленные обода.
Модели среднего класса оснащены дисковыми тормозами для надежного торможения или гидравлическими, которые превосходят по мощности предыдущие виды.
Хардтейл для комфортной езды внешне не отличается от предыдущего, но может оснащаться более простыми и недорогими ободными тормозами V-брэйк. Седло часто амортизировано, руль регулируется по углу наклона, чтобы обеспечить более прямую, не спортивную посадку. Протектора не так явно выражены, поэтому по ровному асфальту велосипед едет заметно тише.
Вес велосипеда: от 11 до 14 кг.
Стоимость: 300-1300 руб.
Двухподвес – велосипед с дополнительным горизонтальным амортизатором под рамой.
Хорошо снижает вибрации на ухабистой дороге, обеспечивая комфортную езду. Рамы чаще всего делают из алюминиевых сплавов, модели экстра-класса – из карбона. У самых дешевых велосипедов для изготовления рам используется железо.
Даунхил – разновидность двухподвеса с вертикальным дополнительным амортизатором, предназначен для экстремальной езды.
Основное отличие – двухкоронная вилка (с двумя перемычками), рассчитанная на максимальные нагрузки. Тормоза чаще всего самые надежные – гидравлические или дисковые. Материал рамы – алюминий, но из-за особенностей конструкции такие велосипеды могут быть довольно массивными.
Вес велосипеда: от 12 до 18 кг.
Стоимость: 1500-15000 руб.
Основные детали и механизмы
Не имеет значения, велосипед какого бренда вы выбрали, в любом случае все, кроме рамы, будет изготовлено другими производителями. Чтобы разобраться в самых важных частях велосипеда, рассмотрим их подробнее.
Передняя амортизационная вилка
Только у самых простых и недорогих велосипедов сейчас установлена жесткая передняя вилка. На всех, по-настоящему горных, используется передняя вилка с амортизатором какого-либо типа: пружинно-эластомерные, более дорогие – пружинно-гидравлические или вилки нового поколения – воздушные.
Для велосипеда кросс-кантри ход вилки – 2.5-4.5 дюйма (65-115 мм), для даунхила ход вилки больше – 4.5-7 дюймов (115-180 мм). Наиболее популярные производители амортизаторов: Rоck Shох, Fox, Manitou, RST, Marzоcchi и Cannondаlе. В последнее время появились вилки с довольно хорошими характеристиками, но с более доступной ценой, сделанные на Тайване: Top Gun, Ballictic, SR Suntоur.
Их два – передний и задний, и, пожалуй, это вторая по значимости часть велосипеда после рамы. Передний переводит цепь на одну из трех звездочек втулки, задний переключатель скоростей – на одну из 6-11 звездочек кассеты. Наиболее популярны велосипедные переключатели фирм SRАM и Shimаno.
Ручки управления переключателями называются «манетки» и расположены на руле. Правая регулирует задний переключатель, а левая манетка – передний. По устройству различают два типа ручек.
Один из вариантов разработан фирмой Shimano. На каждой ручке находится по два рычажка, которые переключаются большим и указательным пальцами: один рычажок перебрасывает цепь с больших звездочек на меньшие, а второй делает это в обратную сторону. Называется такой переключатель Rapidfire (рапидфайе).
Другой тип манеток – от производителя SRАM, называется Grіp Shift (грипшифт). Внешне смотрится, как ручка газа на мотоцикле, и скорости переключаются вращением диска. Основное отличие – рапидфайер переключает скорости последовательно, по одному щелчку, а грипшифтом можно изменять их сразу в любом направлении по всему диапазону.
Нельзя сказать, что какая-то из систем переключения лучше, обе очень просты и удобны в использовании, и здесь в большей степени дело личного предпочтения велосипедиста.
На недорогих велосипедах часто используются упрощенные переключатели Tоp Mоunts, так называемые «таблетки», с одним рычажком и чаще всего тех же производителей.
Велосипедные тормоза
Разработанные фирмой Shimаnо ободные тормоза V-brаke (ви-брэйк) пользуются популярностью уже много лет из-за своей простоты, удобства и небольшого веса. Остальные производители подхватили идею, и тоже поставили на поток этот вид тормозов. О нарушении авторского права речи быть не может, потому что патент на тормоза, аналогичные системе ви-брэйк, был выдан еще в 20-х годах прошлого столетия во Франции. Наиболее популярны, кроме Shimano, тормоза от фирм Tektro и Avid.
Следующим шагом в развитии тормозных систем для велосипедов стали дисковые. Они состоят из перфорированного стального диска - ротора, закрепленного непосредственно на втулке колеса, и калипера, в котором находятся зажимающие колодки. Сейчас они наиболее популярны в большинстве моделей горных велосипедов из-за своей надежности. Торможение происходит плавно, но эффективно и даже «восьмерка» на колесе не помешает этому. Существует два вида дисковых тормозов – механические и гидравлические. Стоят дисковые тормоза дороже, чем ви-брэйк, но стоимость вполне оправдана их эффективностью. В числе лучших производителей – Shimano, SRAM, Tektro и Avid.
Тормозные колодки для велосипеда Shimano Stels P08 Deore оранжевый
Система
Это центральный элемент велосипеда, состоящий из каретки, передних трансмиссионных звезд и шатунов. Система может быть двух типов: с открытыми подшипниками и картриджная, в которой все детали спрятаны внутри рамы. В велосипедах используются системы различных производителей: SRAM, Сyclоne, Truvаtiv, Tracer, SR Suntоur, СОDA. Наиболее популярны Shimano.
Велосипедные рамы
Основным конструктивным элементом любого велосипеда можно назвать раму. Для их изготовления используют сплавы металлов и композитные материалы: различные виды стали, хромомолибден, алюминиевые сплавы, титан, композитные материалы, магний.
Низкоуглеродистая сталь – steel. Наиболее дешевый материал для недорогих дорожных велосипедов с низкими ходовыми качествами. Рамы из стали не очень прочные, тяжелые и ржавеют там, где сколота краска. В чем достоинство: при поломке их несложно отремонтировать, потому что они поддаются сварке.
Высокотянутая сталь – high ten. Обладает лучшими характеристиками, более упругая, лучше ведет себя на неровных дорогах. Тяжела, подвержена коррозии, но недорогая. Как и стальная, сложна в разгоне, но потом хорошо «катит». Используется в недорогих моделях велосипедов для новичков.
Хромомолибденовая сталь. За счет добавок в сплаве заметно прочнее и легче. Рама хорошо гасит вибрации за счет упругости, а при поломке ее можно сварить. Обладает высокой антикоррозионной стойкостью.
Алюминиевые сплавы. Наиболее популярный материал для производства велосипедных рам среднего класса и выше среднего. По диаметру трубы больше, но по весу они значительно легче стальных, поэтому велосипедисту легче разгоняться, заезжать на подъем и входить в крутые повороты.
Титановые сплавы. Рамы из сплавов титана значительно превосходят по качествам алюминиевые – они легче, прочнее, совершенно не подвержены коррозии, отлично снижают вибрации. Титановые рамы широко не распространены из-за сложности изготовления и дороговизны.
Композитные материалы. При производстве используется карбон, кевлар, фиберглас. Это наиболее легкие рамы с отличными ходовыми качествами, прочностью и достаточной жесткостью. Можно сказать, что за композитными материалами будущее велоспорта.
Магниевые рамы. Легкие, прочные, отлично гасят вибрации, не подвержены коррозии. На велосипеде с такой рамой легко ездить по пересеченной местности, въезжать на крутые подъемы.
Сложно сказать, какой материал для изготовления рам является лучшим. У каждого есть плюсы и минусы, но на сегодняшний день наиболее популярен алюминий из-за хорошего соотношения цена/качество.
В производстве велосипедных рам часто используют «баттинг». Это один из признаков качественной рамы.
В процессе баттинга создают рамы с разной толщиной стенок трубы – в местах усиленных нагрузок она толще, а в местах с низкими – меньше. За счет этого удается значительно снизить вес рамы без ухудшения ее ходовых качеств. Именно эта технология позволяет производителям современных велосипедных рам дойти до веса в 1.3 кг. Различают три вида баттинга. Одиночный – в этом случае один конец трубы с увеличенной толщиной стенок, а другой – с уменьшенной. Двойной – по всей длине трубы толщина стенок меняется два раза, и тройной, с тремя значениями толщины.
Если говорить о цене рам, то самые дешевые рамы изготовлены из стали. Несколько дороже хромомолибденовые. Следом идут рамы из алюминиевых сплавов. Наиболее дорогие титановые, карбоновые и магниевые рамы. Только учитывайте, что, качество изготовления тоже очень влияет на стоимость и поэтому, к примеру, качественная алюминиевая рама может стоить дороже некачественной титановой. Суммарно на цену рамы влияет брендовая наценка, качество изготовления и материал.
Подробнее о навесном оборудовании
При покупке велосипеда вторым важным критерием, после выбора рамы, является качество и класс навесного оборудования, установленного на ней. Мировым лидером в изготовлении навеса по праву считается японская корпорация Shimano, и трудно найти горный велосипед без комплектующих этого производителя. Все навесное оборудование условно подразделяется на любительский и спортивный классы. Для примера приведем классификацию оборудования Shimano.
Класс оборудования
Короткая характеристика
XТR
Для профессиональных спортсменов-велосипедистов
Deore ХТ
Для спортсменов и для многих любителей
Deore LТ (до 2009 года), SLХ (после 2009)
Настоящее качество для спортсменов и заядлых любителей
Deore
Для начинающих спортсменов-велосипедистов
Nexave
Больше ориентирована на велотуристов
Alivio
Лучший выбор для любителей
Acera
Хороший средний любительский уровень
Tourney*
Хороший средний любительский уровень
*часто обозначается как SIS – Shimano Indeх System
Популярность оборудования спортивного класса у велосипедистов-любителей обусловлена в первую очередь надежной и плавной работой и меньшим весом. Поэтому для активной, энергичной езды, особенно по бездорожью, желательно использовать навесы спортивной группы. Также отметим, что на большинство велосипедов не ставится полностью оборудование одного класса. Чтобы получить оптимальные параметры в соотношении качество/стоимость, как правило, используют оборудование двух соседних категорий.
Дополнительные аксессуары
После покупки велосипеда необходимо купить некоторые дополнительные аксессуары, которые пригодятся в поездках, обеспечат комфорт и безопасность.
Это велонасос (как правило компактный), фляга, набор инструментов (внешне выглядит как швейцарский нож, но с шестигранниками и отвертками), крылья, запасные камеры, ремкомплект, велокомпьютер, фонарик и катафоты.
Также советуем купить велошлем. Многие начинающие велосипедисты считают его бесполезной тратой денег, а некоторые просто стесняются надевать. Но от непредвиденных ситуаций при езде не застрахован никто, и, в любом случае, жизнь и здоровье намного дороже.
Как купить?
Специально для этой статьи мы подобрали лучшие модели велосипедов в соотношении цена/качество. Под каждым изображением есть ссылка, кликнув на которую, можно перейти в карточку товара, узнать цену и ознакомиться с подробными характеристиками. Чтобы сделать заказ, нажмите на кнопку «Добавить в корзину» и далее «Оформить заказ». Укажите удобные формы оплаты и доставки, оставьте свои контактные данные. В рабочее время с вами свяжется специалист колл-центра для подтверждения условий.
Если остались вопросы, звоните, с удовольствием поможем с выбором. Телефоны в верхней части страницы.
Мы используем файлы cookie, чтобы делать сайт более удобным. Нажимая Подтвердить, вы соглашаетесь на их использование в соответствии с
условиями обработки персональных данных. Для управления файлами cookie нажмите Настроить и выполните рекомендуемые действия.
Настройте удобный для себя формат сбора и обработки персональных данных. Обратите, пожалуйста, внимание, что отключение некоторых cookie может повлечь некорректную работу сайта.
Cookie для корректной работы сайта
Обработка данных файлов необходима для функционирования сайта. При необходимости блокировки или дополнительных уведомлений об использовании данного типа cookie воспользуйтесь, пожалуйста, настройками вашего браузера.
Нажимая Подтвердить, вы соглашаетесь на их использование в соответствии с условиями обработки персональных данных