При выборе велосипеда необходимо учитывать пол, возраст и рост будущего владельца. Также важно представлять, где предстоит кататься чаще всего. Есть модели для комфортных путешествий по городским тротуарам, для прогулок за городом, для экстремального туризма, для гонок и даже для трюков. Велосипеды для детей младше 9 лет имеют устойчивую конструкцию или дополняются страховочными роликами. О том, как правильно выбрать детский байк мы уже писали ранее.
В этой статье подробнее о том, какими бывают модели, как выбрать велосипед и на что обращать внимание в первую очередь, если выбор делается впервые.
Устройство велосипеда
Велосипед выбирается в соответствии с ростом, возрастом и полом будущего владельца. В первую очередь необходимо определиться с типом байка, и только после этого начинать изучать характеристики модели.
Большинство производителей собственными усилиями проектируют и создают только рамы. Сложное навесное оборудование закупается у сторонних компаний. Прочность и долговечность всех составляющих прямо зависит от качества материалов и уровня сборки. Велосипеды от ведущих мировых производителей всегда стоят дорого, но и качество у них на высоте. Производители из России и стран СНГ тоже предлагают продукцию весьма достойного качества.
В каталоге каждого бренда есть некоторый выбор. Цена не всегда формируется только себестоимостью. Новинки, как правило, всегда дороже независимо от комплектации. Об этом мы уже говорили. Поэтому при выборе велосипеда всегда не лишним будет разобраться, какое оборудование на нём установлено.
Устройство велосипеда
Как выбрать размер рамы велосипеда по росту
Велосипедная рама состоит из нескольких труб, размер которых подбирается с соблюдением особых пропорций. Изменение длины или высоты какого-либо элемента сопровождается пропорциональным изменением и всех остальных составляющих. Другими словами, в велосипедах указывают не длину и высоту, а размер всей рамы. В характеристиках этот параметр указывается в дюймах, сантиметрах либо получает литерное обозначение (M, L, XL и т. д.).
Зная размер рамы, нетрудно выбрать велосипед по росту. Поскольку производители проектируют геометрию велосипеда самостоятельно, у большинства из них есть собственные размерные сетки. Однако иногда хочется выбирать из всей массы доступных вариантов, а не привязываться к продукции конкретного бренда. В таком случае можно воспользоваться универсальной таблицей.
Размер рамы в дюймах
Ваш рост в сантиметрах
Размер рамы в сантиметрах
Размер рамы в условных единицах
Обозначение
13"
130-145
33
XS (XSmall)
Минимальный
14"
135-155
35,6
XS (XSmall)
Минимальный
15"
145-160
38,1
S (Small)
Маленький
16"
150-165
40,6
S (Small)
Маленький
17"
156-170
43,2
M (Medium)
Средний
18"
165-178
45,7
M (Medium)
Средний
19"
170-180
48,3
L (Large)
Большой
20"
178-185
50,8
L (Large)
Большой
21"
180-190
53,3
XL (XLarge)
Очень большой
22"
185-195
55,9
XL (XLarge)
Очень большой
23"
190-200
58,4
XXL (XLarge)
Максимальный
24"
195-210
61
XXL (XLarge)
Максимальный
Особенно точно универсальные таблицы позволяют подобрать по росту велосипед с классической рамой, конструкция которой состоит из двух треугольников.
Выбор модели по году выхода на рынок
На год выпуска обращать внимание важно, поскольку многие именитые производители ежегодно обновляют свои популярные линейки. Велосипед с одним и тем же названием, но разным годом выпуска может иметь существенные конструктивные отличия. Иногда может слегка измениться дизайн, а иногда меняется тип тормозов, механизм переключения скоростей или что-то ещё.
Новинки почти всегда дороже, но совсем не обязательно новое исполнение лучше старого. Случается, что тормозная система с гидравлической меняется на более дешёвую механическую ободную, а байк всё равно стоит дороже. Почему? Потому что продукт новый.
Велосипед – персональный транспорт, а значит, фактор имиджа и здесь вполне актуален. Нужно признать, спорные апгрейды встречаются нечасто, но при выборе байка в первую очередь следует обращать внимание на его оснащение и технические характеристики и только потом на год выпуска.
К тому же, новинки по понятным причинам не успевают пройти проверку временем. Если велосипед выбирается с запасом на несколько лет, лучше начинать с изучения прошлогодних моделей. Во всяком случае, всегда есть возможность почитать обзоры и отзывы.
Велосипеды условно разделяются на классы в зависимости от назначения и конструкции. Есть городские, горные, шоссейные, гоночные и даже трюковые байки. В некоторых классах есть разделение на виды и подвиды. Какой-то общепринятой стандартизации классов, видов и типов не существует, поскольку классификация возможна по разным критериям:
Назначение (туристические, горные, курьерские и т.д.)
Функциональность (гоночные, прогулочные и т.д.)
Количество водителей (один, два и более)
Количество колёс (два, три колеса и более)
Тип рамы (прямые, складные и т.д.)
Тип привода (мускульные, моторные и т.д.)
Тип передач (односкоростные, дерайлеры и т.д.)
А ещё имеет значение амортизация, размер и форма колёс, тип подвески и многое другое. Категории не являются взаимоисключающими. Одну и ту же модель иногда можно отнести сразу к нескольким пунктам списка.
Запомнить нужно лишь то, что у производителей и продавцов зачастую есть собственное представление (и не всегда одинаковое) о том, к какому классу или типу относится велосипед. В каталоге интернет-магазина и на официальном сайте бренда классификация может быть разной. Один и тот же байк может продаваться как спортивный или как шоссейный. Многое зависит от позиционирования.
Тем не менее, чтобы получить некое представление о модельном разнообразии, рассмотрим наиболее популярный вариант разделения велосипедов на классы.
Горные велосипеды
Горный класс является наиболее популярным и широко представлен на рынке. Приобрести можно универсальную модель, которая отлично подходит для передвижения по асфальтированным трассами и грунтовым дорогам, или подобрать удобный транспорт для путешествий по пересечённой местности.
Основные особенности горного велосипеда – прочная рама, широкие протекторы для хорошего сцепления с грунтом, большое количество передач и хорошая амортизация. По уровню навесного оборудования горные байки иногда делят на «начальные», «любительские», «полупрофессиональные» и «профессиональные». От навесного оборудования зависят функциональность, комфорт и, конечно, окончательная стоимость.
Велосипеды часто классифицируют по уровню амортизации. Для горных моделей это особенно актуально, поскольку от количества и качества амортизаторов зависят ходовые качества.
Хардтейл – велосипед, у которого амортизатор лишь на переднем колесе. На заднем колесе – жёсткая вилка. Такая схема помогает комфортно передвигаться и по грунтовым дорогам, и по шоссе. Хардтейлы меньше весят и быстрее разгоняются на ровных покрытиях, поскольку вся энергия усилия почти сразу переходит в скорость. Для новичков хардтейл является более предпочтительным вариантом в силу своей универсальности. Когда появляется некоторый опыт передвижения по пересечённой местности, можно начинать осваивать двухподвес.
Двухподвес – велосипед с амортизацией на переднем и заднем колесе. Такая система лучше подходит для комфортного катания по грунту и бездорожью. На двухподвесе комфортно путешествовать за городом, по полям и лесным тропинкам, однако на ровных трассах разгоняется байк чуть хуже из-за того, что часть усилий уходит на раскачку. Конструкция сложнее и дороже в среднем на 20-30%.
Фэтбайки
Интересной разновидностью горных велосипедов являются фэтбайки. Увеличенные шины этих велосипедов специально предназначены для движения по бездорожью в любое время года. Достаточно сказать, что родиной фэтбайков является Аляска, для которой характерен как раз суровый климат. На фэтбайке можно кататься по песку, снегу, высокой траве и другим поверхностям, которые почти недоступны стандартным горным велосипедам. Проводятся даже соревнования специально для этого класса техники. Гонки устраиваются зимой на покрытых снегом трассах. Из-за своей узкой направленности и относительно высокой стоимости фэтбайки не получили широкого распространения, но приобрести такую модель вполне реально.
Велосипеды BMX
BMX – это транскрипция от английского Bicycle MotoXtreme (Вело-мотоЭкстрим). Велосипеды BMX предназначены для экстремального катания и выполнения трюков. Главные особенности – жёсткая рама, никакой амортизации и всего 1 скорость. Колёса чаще всего 20-дюймовые, но встречаются версии с диаметром 16, 18 и даже 24 дюйма.
Впервые Велосипеды BMX появились в США в начале 70-х годов. Считается, что их создали специально для детей, которые профессионально тренировались для будущего участия в соревнованиях по мотокроссу. Дети не могли заниматься на полноценных мотоциклах, а специализированной техники в то время не было. Первоначально велосипед просто помогал осваиваться будущим спортсменам, но позднее для BMX появилась отдельная соревновательная дисциплина. А ещё позднее вело-экстрим перерос в отдельный вид спорта с разделением на несколько дисциплин.
Конструкция и техническое оснащение байка BMX прямо зависят от его назначения. Внешне все модели похожи, но различия есть и, порой, довольно существенные.
BMX рейс – гоночная дисциплина. Трассы для BMX рейса представляют собой несколько широких грунтовых прямых с трамплинами и ритмсекциями, соединённых виражами. Стартуют спортсмены с высокой разгонки, главная задача – обогнать соперников и добраться первым до финиша. Участвует одновременно до 8 гонщиков. Разрешена контактная борьба: можно подрезать и толкаться локтями.
Во время соревнований гонщик пристёгивается к педалям специальной обувью, которая позволяет не только толкать, но и тянуть педали. Конструкция должна быть лёгкой и жёсткой, поэтому рамы для велосипедов BMX обычно создают из карбона или алюминиевых сплавов. Тормоз устанавливается задний.
BMX дёрт – дисциплина, которая появилась в начале 80-х. Многим гонщикам нравились прыжки и трамплины. Позднее кто-то решил соревноваться только в прыжках. Просто прыгать быстро надоело, и спортсмены начали в полёте выполнять различные трюки.
Соревнования по дёрту проходят на отдельно стоящем трамплине или нескольких трамплинах, которые не являются частью какой-либо трассы. Оценивается высота вылета и чистота приземления, сложность и количество трюков в воздухе.
Велосипеды для дёрта должны быть крепкими, поэтому рамы у них обычно из хром-молибденовой стали. В недорогих моделях для новичков некоторые элементы и модули могут быть выполнены из более дешёвых Hi-ten сплавов, но прочность и долговечность такого исполнения почти всегда под вопросом.
Покрышки в большинстве случаев с широким протектором для хорошего сцепления с грунтом, тормоза – задние. В некоторых случаях тормозных систем может быть две, а иногда тормоза и вовсе отсутствуют. Оснащение во многом зависит от стиля катания и предпочтений самого гонщика.
BMX парк – дисциплина, в рамках которой спортсмены исполняют трюки на трассах специализированных парков. Парк представляет собой некоторое количество расположенных рядом фигурных эстакад разной высоты и геометрической формы. На соревнованиях помимо самих трюков оценивается количество задействованных в программе выступления эстакад.
Байки для парка похожи на дёртовые, но конструкция легче. Резина у покрышек накатистая и не слишком толстая. Тормоза часто отсутствуют.
ВМХ стрит – одна из самых популярных и распространённых дисциплин. Трюки выполняются в условиях городского ландшафта с использованием элементов уличной архитектуры (труб, бордюров, парапетов и т.д.). ВМХ стрит со временем стал субкультурой и сейчас рассматривается, скорее, как особый любительский стиль. Тем не менее, спортивные мероприятия по стриту тоже проводятся. Для трюков строят специальные рукотворные секции, которые напоминают элементы городского ландшафта.
Велосипеды для стрита не сильно отличаются от моделей для дёрта. Рама лёгкая и прочная, тормоза часто отсутствуют, у некоторых моделей нет даже седла. Для особых трюков на оси колёс устанавливаются пеги – трубчатые приспособления, позволяющие выполнять элементы скольжения по граням и перилам.
ВМХ верт – трюковое катание в трубчатой рампе с высотой скатов 4-5 метров. Высокоамплитудные прыжки дополняются сложными трюками.
Велосипеды для этой дисциплины имеют прочную раму и относительно тяжёлый вес. Пеги (4 шт.) устанавливаются по обе стороны на переднее и заднее колесо. Конструкция дополняется передним и задним тормозом.
ВМХ флэтленд – дисциплина, предполагающая выполнение трюков на абсолютно ровной поверхности. Нет никаких эстакад, вспомогательных секций и препятствий. Требует от спортсмена ловкости и высокого умения держать равновесие. Трюки во многом похожи на цирковые: езда на одном колесе, движение без рук, вперёд спиной, со сложными оборотами и т.д.
Велосипед для флэта имеет короткую и лёгкую раму. Пеги короче и толще, чем у байков для стрита.
Особенности выбора велосипеда ВМХ
Выбор велосипеда BMX – это целая наука. В таком велосипеде важны все детали и многие элементы подбираются персонально с учётом предпочтений и стиля спортсмена.
В дорогих моделях рамы чаще всего изготавливают из хром-молибденовых сплавов. Довольно часто производители экономят и некоторые элементы рамы, руль или выносы создают из Hi-ten. Сталь Hi-ten имеет свойство гнуться при экстремальных нагрузках. Прочность качественного хром-молибденового металла почти в 2 раза выше, чем у любого варианта Hi-ten, однако «полный хром» стоит дорого. Тем не менее, даже новичкам рекомендуют по возможности выбирать BMX байки с лучшим оснащением.
Колёса и навесное оборудование также выбираются под манеру катания и особенности дисциплины. Имеют значение форма и высота руля, длина выноса, особенности вилки и педалей, система шатунов, пеги, конструкция седла и многие другие детали, на которые при выборе классического велосипеда можно даже не обратить внимания.
Велосипеды для триала
Триальные велосипеды стоят особняком, поскольку предназначены не для катания, а исключительно для исполнения трюков на очень сложных препятствиях (камни-валуны, бочки, стопки из поддонов и т.д.). Модели для триала чаще всего не оборудованы седлом, благодаря чему их довольно легко узнать. Большинство трюков в этой дисциплине выполняются за счёт умелого балансирования на заднем колесе, поэтому тормоза устанавливаются очень мощные.
Различают две основных дисциплины: стрит-триал и технический триал.
Стрит-триал предполагает исполнение трюков с использованием элементов уличной архитектуры (лестницы, парапеты, перила и т.д.). Байки для стрит-триала тяжёлые и прочные, перья слегка приподняты, что делает конструкцию более лёгкой и маневренной.
Технический триал является классикой жанра. У велосипедов очень низкая рама, очень короткие перья и высокий подъём каретки. В таком байке всё оснащение подбирается исключительно для прыжков, а не для катания.
Выбор велосипеда для триала также имеет массу нюансов. Конструкция по максимуму освобождается от всего лишнего, а все детали оснащения подбираются под персональные предпочтения спортсмена.
Городские велосипеды
Городские велосипеды предназначены для неспешных прогулок по городу или сельской местности. На них удобно ездить на работу, за покупками в магазин или просто кататься. Комфорт и практичность – их главные особенности. В моделях с низкой рамой руль обычно располагается выше седла и регулируется по высоте. Посадка вертикальная. Низкая рама хороша в том случае, если водитель управляет велосипедом в повседневной одежде. Защита цепи и крылья позволяют не испачкать одежду. На велосипедах с низкой рамой можно перевозить небольшие грузы, поэтому они часто комплектуются багажниками и корзинами.
Велосипеды с высокой рамой лучше подходят для скоростных прогулок по городским улицам и ровным тротуарам. Руль расположен на одной высоте с верхней частью рамы или даже ниже. Во время движения велосипедисту приходится нагибаться. Есть механизм переключения скоростей и ручной тормоз. На переднее колесо устанавливается жёсткая или амортизационная вилка, на заднем колесе подвеска без амортизации.
Раскладывающаяся конструкция характерна как раз для моделей городского типа. Складная рама позволяет с удобством перевозить велосипед в багажнике автомобиля, в поезде или любом другом транспорте. Байк незначительно прибавляет в весе, но и хранить его в межсезонье становится намного проще. Седло и руль могут регулироваться по высоте. По этой же причине велосипеды с низкой складной рамой чаще приобретают для подростков. Оснащение и функциональность соответствуют городскому классу.
Круизные велосипеды (круизеры)
Круизные велосипеды являются ещё одним подклассом городских велосипедов. Их ещё иногда называют прогулочными. Каких-то серьёзных отличий от городского типа нет. Круизеры лучше всего подходят для длительных неспешных путешествий по городским дорожкам и паркам. Амортизация чаще отсутствует, а скоростей не больше восьми. Рама вполне допускается тяжёлой, поэтому обычно изготавливается из Hi-ten стали.
Круизеры классической формы имеют растянутую посадку и большой вылет вилки. По форме они больше напоминают мотоциклы. Однако «классика» встречается всё реже, а под определение круизных чаще попадают городские модели, предназначенные для комфортных прогулок по ровным дорогам.
Шоссейные велосипеды
Шоссейные велосипеды предназначены для велоспорта. Конструкция адаптирована для скоростной езды по ровным асфальтированным трассам. Шоссейные велосипеды легко узнать по рулю в виде бараньих рогов, лёгкой тонкой раме и большим гладким колёсам с диаметром 28 дюймов. Шоссейные модели не оснащаются амортизаторами и всегда комплектуются хорошими ручными тормозами.
Во время передвижения тело располагается почти параллельно раме. Для обеспечения хорошей аэродинамики спортсмену необходима специальная экипировка, комплект которой может стоить почти столько же, сколько и сам велосипед.
Циклокроссовые велосипеды
Циклокроссовые велосипеды считаются разновидностью шоссейных, но предназначены для скоростной езды по бездорожью. Внешне напоминают обычный шоссейный вариант, но есть и отличия: более прочная рама, слегка изменённая посадка и зубастые покрышки. Кататься на таком байке можно почти по любым трассам, в том числе по грунту. Во время гонок спортсменам иногда приходится носить велосипед на плече, поэтому производители стараются сделать конструкцию максимально лёгкой.
Туристические велосипеды (туринги)
Туристические велосипеды иногда относят к городскому типу, но это не совсем верно. Модели для туризма – это, скорее, шоссейные велосипеды, адаптированные для длительных поездок по асфальтированным трассам с багажом. Выбор модификации прямо зависит от того, по каким дорогам планируются путешествия.
Классический туристический велосипед имеет удлинённую колёсную базу и вытянутые задние перья. В таком варианте над задним колесом можно расположить весьма объёмный багаж, который не будет мешать крутить педали. У «классического туриста» заниженный центр тяжести, улучшающий управляемость при езде с дополнительным грузом. В тоже время, подобная конструкция отличается низкой маневренностью и способствует медленному вхождению в повороты. Для длительных поездок с багажом по грунтовым дорогам лучше выбирать модели с конструкцией, которая ближе горному классу.
Трековые велосипеды
Трековые модели относятся к профессиональному классу. Это спортивные велосипеды, которые используются исключительно для гонок по треку в закрытых помещениях. Тормоза и трансмиссия отсутствуют. Педали напрямую связаны с колёсами, поэтому свободного хода нет совсем. Колёса крутятся только в том случае, если вращаются педали. Трековые велосипеды являются самыми лёгкими из всех, но их стоимость очень высока.
Велосипеды для женщин
Специально для девушек создаются модели городских, горных, шоссейных и самых разных других велосипедов. Отличительной чертой женского велосипеда часто становится заниженная рама и более короткое расстояние между седлом и рулём. Девушки в среднем чуть ниже ростом, чем мужчины, поэтому конструкция создаётся по соответствующим параметрам. Женские велосипеды могут иметь яркую расцветку, дизайн моделей городского класса часто стилизуется под вечную классику с корзиной на руле.
Небольшие компактные детские велосипеды должны обеспечить ребенку комфортные условия езды. Для самых маленьких велосипедистов предусмотрены боковые дополнительные колеса, которые уберегут ребенка от падения. После того, как юный велосипедист научится держать равновесие, эти колеса снимают. Цепь в целях безопасности прикрыта защитным кожухом, чтобы предотвратить попадание одежды под цепь. Детские модели различаются диаметром колес – 10-12 дюймов для малышей от 1.5 до 3 лет, 14-16 дюймов для детей постарше и 18-20 дюймов для подростков.
Велосипед для подростка
Ребенку старше 10 лет удобнее всего будет кататься на велосипеде с колесами размером от 24 дюймов. Подростковые велосипеды практически не отличаются от моделей для взрослых – они тоже оснащаются двумя тормозами, переключателем скоростей и почти всегда амортизатором на передней вилке.
Более подробно про выбор детских и подростковых велосипедов мы рассказали в нашей статье.
Электровелосипеды
Электровелосипеды отличаются от обычных тем, что оснащаются аккумуляторами, которые помогают приводить в движение велосипед или даже совсем освобождают велосипедиста от необходимости крутить педали. Соответственно, при выборе модели необходимо обращать внимание на то, какой приводной режим является основным.
Режим pedal-assist – вариант, при котором двигатель лишь помогает человеку крутить педали, тем самым снижая нагрузку на ноги. В некоторых случаях усилие электропривода (мощность) можно регулировать. Есть модели, где электронная система отслеживает активность человека, и если собственных усилий водителя для сохранения скорости становится недостаточно, мотор наращивает мощность.
Режим power-on-demand – вариант, при котором человеку нет необходимости крутить педали. Велосипед приводится в движение только благодаря аккумуляторным батареям. Водителю нужно лишь поворачивать руль, задавая правильное направление движения.
Есть электровелосипеды, в которых предусмотрено сразу оба режима, но обычно возможен лишь один. Байки только с режимом power-on-demand иногда не оснащаются педалями.
Основное преимущество электровелосипеда в том, что передвижение по грунтовым дорогам, крутые подъёмы и поддержание высокой скорости для водителя перестают быть проблемой. Но нужно помнить, что заряд аккумулятора не бесконечен. Проехать на полном заряде в большинстве случаев можно от 20 до 50 километров. Всё зависит от типа и ёмкости батарей. В некоторых прогулочных электровелосипедах с режимом pedal-assist моторный привод можно отключать, и пока водитель крутит педали, аккумулятор будет заряжаться.
При покупке электровелосипеда необходимо учитывать, что в Беларуси такая техника по статусу приравнена к мопедам. Для управления необходимы водительские права категории AM. Сейчас эта категория автоматически присваивается всем, у кого есть права любой другой категории.
Рамы для велосипедов создают из различных сплавов алюминия, титана, магния или стали, а также из карбона. У каждого материала есть свои плюсы и минусы, в некоторых случаях материал рамы играет определяющую роль.
Сталь Hi-ten (Hi-Tensile) – стальные сплавы с высоким содержанием углерода. Специально разрабатываются для производства велосипедов. Сталь Hi-ten достаточно гибкая и хорошо гасит вибрации. Металл обладает хорошей устойчивостью к ржавчине, а процесс литья пока остаётся самым недорогим.
Основные недостатки – большой вес и уязвимость для экстремальных нагрузок. Сталь Hi-ten является вполне приемлемым выбором для подростковых байков и большинства велосипедов городского класса. В тоже время, для моделей горного типа и, особенно, для трюковых BMX считается худшим вариантом. Стальные элементы из Hi-ten сплавов достаточно быстро гнуться и деформируются.
Хром-молибденовая сталь (Cro-Mo) – целый ряд сплавов, которые получают благодаря добавлению в сталь молибдена во время варки. Металл приобретает мелкозернистую структуру, что значительно добавляет прочности. Хром-молибденовая сталь прочнее и легче, чем Hi-ten, однако многое зависит от марки сплава. В лучшем варианте прочность выше почти в 2 раза, поэтому, например, для трюковых байков рама их хром-молибденовой стали является почти безальтернативным вариантом.
В последнее время производители велосипедов с целью экономии стали комбинировать в конструкциях элементы из стали Hi-ten и хром-молибдена. Формально это даёт возможность в описании заявить о лучшей прочности, но на деле такое исполнение не всегда эффективно. Новичкам достаточно запомнить, что рама целиком из хром-молибдена всегда лучше, чем любые альтернативы с использованием Hi-ten.
Сталь Reynolds – получила своё название благодаря знаменитому британскому производителю. В конце 19-го века основатель компании Джон Рейнолдс запатентовал процесс литья баттинговых труб, толщина стенок у которых в середине была меньше, чем на концах. Рамы из таких заготовок получались одновременно лёгкими и прочными.
За всю историю своего существования компания создала и запатентовала огромное количество сплавов, долгое время, оставаясь лидером рынка. Однако развитие технологий постепенно приводило к тому, что лучшие разработки Reynolds стали постепенно вытесняться продукцией других производителей. Компания активно работает до сих пор и создаёт эффективные сплавы из алюминия, титана, стали и магния для самых разных типов велосипедов. В тоже время, маркировка «Reynolds» – это уже, скорее, громкий маркетинговый заголовок, нежели обозначение каких-то уникальных показателей лёгкости и прочности.
Алюминий – представлен тоже целым рядом различных сплавов. В чистом виде алюминий никогда не используется из-за мягкости. В металл добавляется медь, цинк, марганец и другие добавки. Самый главный плюс алюминиевых рам – низкий вес. Велосипеду легче набирать скорость и подниматься в гору, так как эффективность передачи усилия от ног становится выше. Однако инерционный момент не слишком высок, поэтому на холостом ходу байк замедляется быстрее. Алюминиевая конструкция варится из труб большого диаметра с толстыми стенками, благодаря чему минимизируется вес, но увеличивается жёсткость.
Ещё один минус в том, что лёгкий сплав накапливает усталость, а поломка происходит мгновенно без предварительного образования трещин. Хорошая новость в том, что алюминиевые рамы в обычных условиях никогда не переламываются. Подобное может происходить лишь у трюковых BMX, а они оснащаются только стальными рамами. Велосипеды из алюминия всегда дороже, чем модели со стальной конструкцией.
Титан – редкий и дорогой вариант. В чистом виде титан также не используется, в металл добавляют ванадий, молибден, кремний и другие материалы. Титановые сплавы сочетают в себе лучшие качества стали и алюминия и лишены их недостатков. Конструкции получаются лёгкими, прочными и долговечными. К сожалению, производство получается очень дорогим из-за сложной обработки и дорогостоящих технологий сварки, поэтому велосипеды любительского класса с титановыми рамами на рынке встречаются крайне редко.
Карбон (углепластик) – полимерный материал, который создаётся из сплетённых углеродных волокон, пропитывается синтетическими смолами и запекается в специальных печах. Рама велосипеда получается очень прочной, лёгкой, упругой и не ржавеет. Во время движения вибрации гасятся очень эффективно, чего невозможно добиться в случае с алюминием. Проектирование эффективных карбоновых конструкций требует точного расчёта, а процесс создания является очень вредным. Из-за этого велосипеды с карбоновой рамой стоят очень дорого.
Все качественные преимущества карбоновых конструкций проявляются лишь в моделях ведущих мировых производителей. Иногда на рынке можно встретить относительно недорогие китайские велосипеды с карбоновой рамой, но доверять такой продукции не стоит. Экономия на технологии производства приводит к тому, что материал очень быстро теряет прочность и быстро выходит из строя.
Современные велосипеды комплектуются как передними, так и задними тормозами. От типа тормозной системы прямо зависят удобство, надёжность и эффективность управления.
Ножной тормоз – самый простой и надёжный механизм. Чтобы замедлить движение, необходимо начать крутить педали в обратную сторону. Ножной тормоз всегда связан с задним колесом и используется только на 1-скоростных велосипедах. По этой причине устанавливается на подростковые байки и некоторые модели городского типа. В основе ножного тормоза заложена надёжная барабанная система, которая обеспечивает плавное замедление, обладает хорошим запасом мощности, не загрязняется, не оказывает влияния на износ обода и не теряет эффективности в случае деформации колеса.
Ободной тормоз – получил своё название благодаря тому, что замедление происходит благодаря трению тормозных колодок о специальную дорожку колёсного обода. Это самая распространённая и самая недорогая тормозная система. Механизм состоит из ручки, троса, рычагов и тормозных колодок. В зависимости от принципа действия различают 4 типа ободных тормозов.
V–brake – система, в которой рычаги механизма крепятся V образно, а тросик подходит к одному из рычагов сбоку. Механизм обеспечивает наилучшую мощность торможения среди ободных систем.
Кантилеверные – считались самыми эффективными до появления V–brake. Сложнее настраиваются, но в лучшем исполнении по эффективности сопоставимы с V–brake. Сейчас эта система постепенно сдаёт позиции и почти не используется.
Клещевые – механизм, в котором расположение рычагов по форме напоминает клещи. Из-за низкого веса используется на шоссейных велосипедах. Основной недостаток – низкая прочность.
Гидравлические – система, в которой усилие тормозным колодкам передаётся по гидролинии. В качестве основы используется специальное масло или тормозная жидкость. Гидравлический механизм является наиболее дорогостоящим среди ободных.
Преимуществами ободных тормозных систем являются простая конструкция, невысокая стоимость и отсутствие нагрева при длительном использовании. Однако и минусов немало. Если между ободом и тормозной колодкой попадают вода, грязь или песок, эффективность торможения снижается. Деформация колеса также приводит к снижению эффективности тормоза. Колодки довольно быстро изнашиваются и требуют частой замены.
Дисковый тормоз – механизм, в котором колодки сжимают диск, расположенный на втулке колеса. Торможение получается плавным, а колодки и ротор не подвержены загрязнению. Нарушение геометрии колеса не влияет на эффективность механизма.
Основные минусы – более сложная настройка, высокая стоимость и дорогостоящий ремонт. Кроме того, дисковые системы больше весят. Привод у дискового тормоза может быть механическим либо гидравлическим. Гидравлика эффективнее, но сложнее и дороже.
Роллерный тормоз – по принципу действия похож на барабанный механизм, но может устанавливаться на скоростные модели велосипедов. Плюсы – высокая мощность, полная защита от загрязнений, деформация колеса не снижает эффективности торможения, не требуется регулировка.
Недостатки – сложная конструкция и высокая стоимость. У роллерных тормозов самый большой вес среди всех тормозных систем и подходит эта система не ко всем амортизационным вилкам.
Заключение
Это лишь самое важное, что необходимо знать новичку при выборе велосипеда. Существует ещё масса критериев, которые могут быть важны в том или ином случае.
Чтобы упростить выбор, специально для этой статьи мы подобрали лучшие велосипеды в соотношении цена/качество. Под каждым изображением в статье есть ссылка на страницу карточки товара, где можно узнать цену и ознакомиться с подробными характеристиками. Любую модель можно приобрести в рассрочку.
Чтобы сделать заказ, нажмите на кнопку «Купить» или «В корзину» и далее «Оформить заказ». Укажите удобные условия оплаты и доставки, оставьте свои контактные данные. В рабочее время с вами свяжется специалист колл-центра для подтверждения условий.
Если остались вопросы, звоните, с удовольствием поможем. Телефоны в верхней части страницы.
Мы используем файлы cookie, чтобы делать сайт более удобным. Нажимая Подтвердить, вы соглашаетесь на их использование в соответствии с
условиями обработки персональных данных. Для управления файлами cookie нажмите Настроить и выполните рекомендуемые действия.
Настройте удобный для себя формат сбора и обработки персональных данных. Обратите, пожалуйста, внимание, что отключение некоторых cookie может повлечь некорректную работу сайта.
Cookie для корректной работы сайта
Обработка данных файлов необходима для функционирования сайта. При необходимости блокировки или дополнительных уведомлений об использовании данного типа cookie воспользуйтесь, пожалуйста, настройками вашего браузера.
Нажимая Подтвердить, вы соглашаетесь на их использование в соответствии с условиями обработки персональных данных